1. Аvatar (2009)


2. Автор сценария и режиссер- Джеймс Камерон.

3. Состоит из- фантастика+ спецефекты и копьютерные технологии, мехи, «другие миры», а так же «хитрый план», об этом ниже.

4. 12 лет(ну Титаник вышел в 97м, а сейчас 2009, я так считаю) маэстро Джеймс Камерон не занимался большим кино. После невероятного триумфа «Титаника» который сорвал небывалую кассу и небывалый урожай Оскаров, он, казалось, ушел на пенсию и жил на проценты с кассовых сборов. В то время как его коллеги, режиссеры одного поколения(Спилберг, Земекис, Скотт, Лукас, Рон Ховард) наклепали немало винов и фейлов, он все ждал. Чего ждал — непонятно. Сам он говорит сейчас, что «пока технологии дорастут до реализации моего кино». Я же склоняюсь к мнению, что у него просто кончились деньги. Ну и то, что осталось, он решил бросить на новый проект. Хотя проэкт не совсем новый, сценарий написан еще до «Непотопляемого», но уже вначале 2000х он вполне мог его реализовать. Но ждал, и люди ждали, когда же. И вот маэстро возвращается!
Мы заходим в кино, садимся на кресло, надеваем очки(если кинотеатр трехмерный, а Аватару следует смотреть только так) и на три часа погружаемся в иной мир. Мир, который находится на грани человеческого воображения, который просто рвет шаблон своей реалистичностью. Три часа проходят в абсолютном погружении в эту «чужую реальность», и когда кино заканчивается, ты с недоумением обнаруживаешь что «уже все», и нада уходить. И больше не будет. Разве что прийти сюда еще раз…
Перво наперво хочется отметить именно это — три часа пролетают незаметно, даже не возникает желания смотреть на часы. Умение Камерона выстроить действие таким образом, что практически нет ничего лишнего — этому стоит поучиться. И позавидовать даже. Может быть…
И тут же отмечаем вторую особенность — как умело можно использовать довольно истасканный сюжет и раскрутить его до эпичного полотна. Но с другой стороны, если вспомнить другие работы маэстро, то везде(за исключением разве что «Бездны») сюжет служит лишь подпоркой для реализации эпичных режиссерских замыслов. То, чем режиссер будет нас удивлять. И чем же Камерон решил удивить нас сейчас?
Общая концепция истории дает отсылки к «Дюне» и «Матрице»(впрочем, отсылок еще масса можно поискать, но кому оно надо?) Перед нами — красивая, но агрессивно настроенная для человека планета «Пандора». Воздух тут токсичен, буквально каждая зверушка и растение норовит тебя убить, а местные жители «Нави» и вовсе «людей с неба» не жалуют. Но надо же такому случится, именно тут хранятся залежи невероятно ценного, но дорого материала(на кой черт он нужен так и не обьяснили, ясно ток что бабла стоит немеряно). И как на зло самые крупное месторождение находится как раз под деревней Нави. Главный герой — обыкновенный солдат в отставке, инвалид с парализованными ногами( «починить» которые не может из-за маленькой зарплаты), но страна дает ему второй шанс. Для этого надо всего лишь поучаствовать в программе «Аватар», подключится с помощью компутера к клонированному телу Нави (которые, надо сказать, ростом метров пять), и договорится с ними мол… Ну мол, уходите отсюда по-хорошему, нам бабки надо, а не то сами понимаете… Нави же никакими супер технологиями не обладают, живут в гармонии с природой и уходить некуда не хотят. Ну и дальше пересказывать глупо…
Фантазия создателей и правда поражает. Летающие медузы, масса цветков и деревьев, собачки, котики, птеродактили, ездовые животные, динозавры( ну у всего собственный неповторимый дизайн) жалко правда рыбок нет. С технологиями людей попроще — корабли типа «скорпион» напоминают шото подобное толи из Старварс, толи еще откуда-то, ну и мехи… Мехи они и в Африке мехи, да и зачем злобным воякам заморачиватся над их дизайном? Главное чтоб бегало и стреляло, а снаружи пускай хоть свастикой обрисовано…
Впрочем, явных отсылок к политике в фильме нет. Хотя и тема довольно актуальна — люди, «которые берут то, что им надо», наплевав на менталитет и гуманность в погоне за наживой. Собственно так сейчас войны и происходят — за ресурсы, которых все меньше и меньше… И позиция режиссера в этом вопросе предельно ясна. Но подобную "позицию", не высказал разве что самый ленивый…
Помимо того, что радует глаз офигенная картинка, слух радует очень красивая музыка композитора Джеймса Хорнера. Хотя разнообразных криков живности мне показалось маловато. Ну и любителей саундтреков ожидает в титрах романтическая песенка Аля «май харт вил гоу он».

5. Персонажи. О персонажах фильма сказать нечего, их заменяют компьютерные технологии™. Нет, актёры у Камерона работают хорошо, по мне даже Сем Уорингтон в людском облике смотрится убедительнее, чем в своей Аватаре, но чего-либо выдающегося здесь нет.


6. Достоинства. Невероятно красивый визуальный ряд. Весьма продуманный мир и культура расы Нави. Так же очень гармонично выстроенное действие, есть даже драма, угодит всем.

7. Недостатки. Глядя на общую концепцию сюжета а так же её реализацию, в голову приходят любопытные мысли. Режиссер как бы создает уникально- красивый мир и призывает нас отправиться в него, ждет много лет и готовит отдельные кинотеатры для своего кино. Остальные же, кто не желает воссоединяться, то бишь противники «чистого и вечного» должны как следствие «быть побеждены». Ну поскольку воссоединение доступно не всем, лишь избранные смогут понять «истинную суть вещей» а 95% населения идиоты, этим процентам нечего делать в «нашем мире» и пусть они убираются нафиг. Это несколько противоречит общей тенденции последнего кино, в частности фильмов «Суррогаты» и «Геймер», идея которых сводится к «люди, одумайтесь! Хватит сидеть в виртуале и заниматся фигней!» Маэстро Камерон же новые технологии пиарит. Ну он Маэстро, и ему виднее. Причем если посмотреть на остальные его картины, прослеживается «хитрый план», по внедрению новых технологий. Ему даже премию дали, за «инновацию в кино». Революционность в данном смысле предполагает лишь революционность изображения, но не идеи. И чем больше смотришь такое кино, тем больше задумываешься, нужны ли вообще ему живые актеры? Если все можно так офигенно нарисовать? Ведь «нереальный мир» всегда гораздо красивее реального.
Кое-кто может возразить мне, что «кино вообще-то не об этом», но у каждого свои взгляды на мир. Потому ходите в театр друзья, пока там еще играют живые люди. А не компьютерные копии их.

8. Смотреть в 3-D кинотеатре, самому или с девушкой, отрешившись от всего «земного», без попкорна и колы. Когда выйдет в хорошем качестве скачать/купить и пересмотреть дома. Посмотреть пару раз в разных переводах и в оригинале. Оставить в коллекцию.

9. Оценка: 5 с минусом. Маэстро еще тот, но, надеюсь, увидеть следующее его кино не через 10 лет.